Понятия со словосочетанием «шлюзовой люк»

Связанные понятия

Переборка — вертикальная стенка внутри корпуса судна, кроме двойного борта, разделяющая внутреннее пространство на отсеки. Также к переборкам относятся наружные стенки надстроек и рубок.
Клюз (нидерл. kluis) — круглое, овальное или прямоугольное отверстие в фальшборте, в палубе или в борту, окантованное литой рамой или металлическим прутком, служащее для пропускания и уменьшения перетирания якорной цепи, швартовных концов или буксирного каната.
Штормтрап (штормовой трап) — разновидность верёвочной лестницы c деревянными ступеньками (балясинами), опущенная по наружному борту или подвешенная к выстрелу и служащая для подъёма на корабль (судно).
Форпи́к (нидерл. voorpiek, англ. forepeak) — отсек основного корпуса судна между форштевнем и первой («таранной») переборкой, крайний носовой отсек судна. Обычно служит для размещения грузов или водяного балласта.
Технический отсек, техотсек (в авиации) — помещение или пространство внутри воздушного судна, ограниченное стенками или перегородками (шпангоутами), в котором размещается техническое оборудование (узлы, электронные блоки, агрегаты, ёмкости) и в котором технический персонал выполняет работы...
Леер (нидерл. leier, от leiden — вести́) — туго натянутый трос, оба конца которого закреплены на судовых конструкциях (стойках, мачтах, надстройках и т. п.). Леера, закрепленные концами к носу и корме судна, пропускаются средними частями через топы грот- и фок-мачт. Леера служат для подъёма косых парусов, ограждения палубных отверстий или открытых палуб в местах, не защищенных комингсом или фальшбортом, установки тентов, подвески шлангов при передаче жидкого топлива на ходу и других целей.
Фальшборт (англ. bulwark) — ограждение по краям наружной палубы судна, корабля или другого плавучего средства представляющее собой сплошную стенку без вырезов или со специальными вырезами для стока воды (просветы между ширстреком и самим фальшбортом), швартовки (клюза) и прочими. Это конструкция из дерева или стальных листов с подпирающим набором (в зависимости из какого материала строилось плавучее средство).
Фраму́га — горизонтальная верхняя глухая часть окна, боковая или верхняя часть проема двери.
Пайо́л (также пайо́ла, паёл, от фр. payol, итал. pagliolo, слань) — съёмный полностью или частично деревянный настил или коврик на дно шлюпки, на деку грузового трюма, румпельных и прочих судовых и корабельных помещений, на палубу судна (у старых судов до 1970-х годов), на палубу провизионных кладовых.
Виндзейль (нидерл. wind — ветер и нидерл. zeil — парус) — широко распространённый предмет корабельного инвентаря, предназначенный для принудительной вентиляции трюмов и других подпалубных помещений.
Дымовой люк — специальное устройство, служащее для выпуска дыма и газов при пожаре.
Пла́нширь (или пла́ншир) (от англ. plank-sheer) — горизонтальный деревянный брус или стальной профиль (стальной профиль может быть обрамлён деревянным брусом) в верхней части фальшборта или борта шлюпок и беспалубных небольших судов.
Трап (англ. ladder), (нидерл. trap) — любого типа стационарная судовая лестница для сообщения между помещениями, отсеками, палубами судна и судном и берегом, а также переносные гибкие лестницы из растительного или синтетического троса. Трапы относятся к дельным вещам.
Мо́стик — ограждённая часть палубы верхних ярусов надстроек и рубок или отдельная платформа. Мостики предназначены для размещения постов управления, наблюдения или связи, а также для перехода из одной надстройки в другую.
Ют (от нидерл. hut) — кормовая надстройка судна или кормовая часть верхней палубы. Ют, частично утопленный в корпус судна, называется полуютом. Старинное название шканцев и юта — ахтерзейль-кастель.
Кофель-планка — деревянный или металлический брус с гнёздами для кофель-нагелей, укреплённый горизонтально на палубе у мачт или с внутренней стороны фальшборта под нижними вантами.
Вант-путенсы (нидерл. wantputting) — металлические полосы, стержни или цепи, проходящие снаружи борта парусного судна и прочно скреплённые с набором и обшивкой. К верхним концам вант-путенсов крепятся талрепы или нижние юферсы вант и стень-фордунов.
Ходовая рубка — специальное помещение, размещающееся в корабельной рубке или в надстройке, из которого осуществляется управление кораблём на ходу. Оборудование ходовой рубки состоит из приборов и устройств, необходимых для управления рулём, энергетическими установками, контроля за скоростью, курсом, пройденным расстоянием и глубиной под килем, связи с командным пунктом и боевыми постами корабля, наблюдения за окружающей обстановкой с помощью радиолокационных и гидроакустических средств и применения...
Батопо́рт (также ботапорт, от фр. bateau-porte) — плавучий гидротехнический затвор, обычно служащий для запирания входа в док. Для перекрытия дока батопорт заполняется водой, при этом он садится на дно дока и прижимается особыми выступами к сделанным по обводам батопорта уступам в стенках и дне дока.
Бак (нидерл. bak) — передняя часть палубы (от носа до фок-мачты) или палубы носовой надстройки.
Гюйсшток — металлический или деревянный шток или стойка в носовой части кораблей 1 и 2 ранга для подъема гюйса, а ночью штагового или якорного огня при стоянке корабля на якоре (бочке) или швартовых. Убирается во время стрельбы.
Коффердам (от нем. Kofferdamm) — кораблестроительный термин, применяется в двух значениях.
Грузовые стеллажи (палетные стеллажи, стеллажи для поддонов) — складские металлические стеллажи предназначенные для хранения груза на палете, настилах, в контейнере. Основная конструкция состоит из вертикальных рам и горизонтальных балок. Балки крепятся к рамам болтовым соединением или через специальные зацепы (коннекторы).
Лунный модуль корабля «Аполлон» (LM), также известный как LEM (Lunar Excursion Module), — посадочный модуль, часть корабля «Аполлон», построенный для американской программы «Аполлон» компанией Grumman Corporation для экипажа из двух человек с целью доставки с лунной орбиты на поверхность Луны и обратно. Шесть таких модулей совершили успешную посадку на Луну в 1969—1972 годах.
Морской аварийный радиобуй и авиационный аварийный радиомаяк (англ. EPIRB, Emergency Position Indicating Radio Beacon) — передатчики для подачи сигнала бедствия и пеленгации поисково-спасательными силами терпящих бедствие плавсредств, летательных аппаратов (англ. ELТ, emergency locator transmitter) и людей (PLT, Personal locator transmitter) на суше и на море. Аварийные радиобуи являются обязательным компонентом ГМССБ.
Кабина лётного экипажа — помещение (отсек) летательного аппарата, где располагаются члены лётного экипажа, органы управления и оборудование, используемые для управления летательным аппаратом в полёте.
Надстройка подводной лодки — лёгкая конструкция, устанавливаемая сверху на прочном корпусе.
Автозак (Автомобиль для перевозки подозреваемых и обвиняемых (ПиО)) — специальный автомобиль на базе грузового автомобиля, автобуса или микроавтобуса, оборудованный для перевозки подозреваемых и обвиняемых (спецконтингента) в условиях, исключающих нарушение установленного режима содержания, в том числе совершение побега.
Клинкет (от голл. klinket — заслонка ) — устройство, предназначенное для открытия, закрытия или регулирования потока при наступлении определённых условий в судовых системах и трубопроводах или один из видов глубинного гидротехнического затвора.
Шпига́т (нидерл. spuigat от spuien «сливать, сбрасывать» и gat «отверстие») — отверстие в палубе или фальшборте судна для удаления за борт воды, которую судно приняло при заливании волнами, атмосферных осадках, тушении пожаров, уборке палубы и др.
Трюм (от нидерл. 't ruim < het ruim — «помещение») — пространство в корпусе судна между днищем (или вторым дном) и вышележащей палубой (или платформой).
Льяло — водосток в нижней части трюма на стальных судах, образованный крайним междудонным листом и наружной обшивкой. В льяла стекает вода, образующаяся при отпотевании внутренней поверхности бортов, просачивающаяся через швы наружной обшивки и т. п. Из льял вода откачивается насосами и по трубам осушительной системы удаляется за борт; обычно льяла закрывают крышками. Подкладки под нижний ряд груза должны быть уложены так, чтобы обеспечить свободный сток воды в льяла. Пренебрежение этим правилом...
Шлюпба́лка — устройство для спуска шлюпки с борта корабля (судна) на воду и подъёма её на борт. При этом каждую шлюпку обслуживает две шлюпбалки, чем обусловлено частое использование термина во множественном числе.
Бархоут (нидерл. berghout, от bergen — охранять, hout — дерево) — усиленный ряд досок наружной обшивки в районе ватерлинии на парусных судах или стальной профиль наваренный на наружную сторону пояса стальной обшивки корпуса судна в районе главной ватерлинии (ГВЛ) и/или выше. Бархоут служит для защиты обшивки корпуса судна во время швартовки, стоянки у причала, абордажа, так как выступает наружу от обшивки и, принимая на себя первый удар (давление) при касании о причал или другое судно, не даёт возможности...
Ограждение выдвижных устройств (амер. англ. Sail, англ. Fin) — элемент архитектуры подводных лодок, башнеподобная конструкция, служащая для визуального наблюдения за поверхностью моря, защиты выдвижных устройств (перископы, антенны, радары и пр.), входа и выхода экипажа, увеличения курсовой устойчивости в подводном положении и, иногда, размещения горизонтальных рулей.
Рулева́я ру́бка — помещение на корабле, являющееся главным постом управления судном.
Та́мбур (фр. tambour «барабан») — небольшое проходное помещение между наружными и внутренними дверями на входе в здание. Тамбур является тепловым шлюзом и препятствует проникновению холодного воздуха с улицы в здание. Тамбур рассчитан на нахождение в нём одного или нескольких человек, оборудования, вагонеток и т.д.Тамбур-шлюз — один из видов заполнения проёмов в противопожарных преградах. К ограждающим конструкциям и заполнениям проёмов предъявляются требования по огнестойкости и пожарной безопасности...
Ге́рса (также герс, от фр. herse) или (устаревшее) порт-кулис — в фортификации опускная решётка для крепостных ворот, изготовленная из массивных металлических или деревянных деталей, заострённых внизу. Перемещается в проёме ворот вверх и вниз по вертикальным пазам и подвешивается на канате, который можно обрубить в случае нападения противника и тем самым быстро закрыть проём. В нормальных условиях подъём и спуск герсы производится с помощью лебёдки или системы противовесов.
Кнехт (чаще мн. Кне́хты, устар. кнек; от нидерл. knecht) — парная тумба с общим основанием на палубе судна, служащая для крепления тросов.

Подробнее: Кнехты (морской термин)
Дверная коробка — неподвижная часть двери, к которой дверными петлями крепится дверная створка.
Дельные вещи (от нидерл. deel — часть) — морской термин, общее название для некоторых вспомогательных деталей оборудования корпуса судна, которые служат главным образом для крепления и проводки такелажа, а также частей судовых устройств, оборудования внутренних помещений и открытых палуб.
Ширстрек или Ширстречный пояс (англ. sheerstrake) — верхний пояс наружной обшивки корпуса судна, граничащий с главной палубой.
Каби́на машини́ста — специальное отдельное помещение на локомотиве, которое служит рабочим местом локомотивной бригады и в котором расположены органы управления, аппаратура и приборы, необходимые для обслуживания силовой установки (паровой котёл, дизель) и для регулирования работы двигателей (паровая машина, тяговые электродвигатели). На паровозах кабину машиниста называют будкой машиниста, на моторвагонном подвижном составе — постом управления.
Обтюра́тор — часть стартового комплекса некоторых образцов ракетной техники (например, в пусковом оборудовании ракеты «Поларис»)
Мамеринец — общее название приспособлений в корабельных артиллерийских башнях, которые в комбинации с другими устройствами должны обеспечивать газоводонепроницаемость внутреннего объёма орудийной башни в промежутке между её вращающейся и неподвижной частями (башенный или атмосферный мамеринец), а также — в амбразурных зазорах между башенными бронелистами (орудийным щитом) и подвижной частью орудийного ствола (амбразурный мамеринец).
Ру́бка (от нидерл. roef — каюта) — закрытое сооружение специального назначения на палубе надводного судна, корабля или на палубе надстройки.
Дверной упор (также упор двери, останов двери, ограничитель открывания двери) - объект или устройство, ограничивающий движение двери, задерживающий дверь в одном положении либо останавливающий дверь от выхода за допустимые границы.
Бре́штук (англ. breasthook от англ. breast — грудь и англ. hook — крюк, скоба, гак) — треугольная или трапециевидная горизонтальная бракета, которая соединяет боковые стенки форштевня или ахтерштевня с силовыми элементами корабельного бортового набора, палубой и наружной обшивкой плавсредства.
Лацпорт (нем. Lastpforte, грузовой люк) — морской термин, обозначающий вырез в наружной обшивке судна для проведения грузовых операций, приёма и выпуска шлангов, кабелей, буксировочных тросов. Лацпортом также называют водонепроницаемое закрытие такого выреза в виде герметически задраиваемых дверей различной конструкции.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я